1. Факторы влияния на замысел концепции
Концепция разработана в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, Конвенцией ООН о правах ребенка, Национальной доктриной образования, Федеральной программой развития образования, Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года и материалами по её реализации, документами по развитию воспитания и дополнительного образования МО РФ, Концепцией профильного обучения на старшей ступени образования, Концепцией модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года, Программой развития образовательной системы Адмиралтейского района.
На замысел концепции также оказали влияние:
Ø знакомство с современной философией образования, концепциями гуманистической психологии и педагогики, актуальными психолого-педагогическими и социологическими исследованиями и их осмысление;
Ø теоретико-педагогические основы развития творческой индивидуальности субъектов образовании (концепция д.п.н. Р.У. Богдановой);
Ø традиции, практика и перспективы развития системы дополнительного образования в России и Санкт-Петербурге;
Ø переход как в основном, так и в дополнительном образовании на компетентностный подход;
Ø анализ социально- экономической и социально-педагогической ситуации в Санкт-Петербурге и Адмиралтейском районе города;
Ø реальный процесс функционирования и развития образовательной системы ДДТ “У Вознесенского моста”, проявляющиеся в нем противоречия; анализ запросов детей и их родителей, педагогов ДДТ;
Ø переход ДДТ на финансовую самостоятельность;
Ø анализ имеющихся ресурсов — социокультурных, научно-методических, кадровых, материально-технических, финансовых — для осуществления преобразований.
2. Методологическая основа разработки концепции ДДТ
Методологической основой разработки концепции ДДТ является антропологический подход. Этот подход выбран потому, антропология как наука занимается проблемой человека — его природы, сущности, смысла и предназначения жизни, интересов, прав и свобод, развития. Антропологический подход дает возможность опираться при разработке концепции на идеи целого ряда подходов (системного, синергетического, личностного, деятельностного, культурологического, аксиологического, герменевтического) как совокупность взаимодополняющих компонентов, которая позволяет рассматривать человека в его всесторонних связях с миром и в многообразии проявлений в разных сферах жизнедеятельности.
3. Социально-педагогические ценности коллектива ДДТ
В качестве приоритетных ценностных ориентиров в деятельности отделов ДДТ выступают
Ø Человек: РЕБЕНОК и ВЗРОСЛЫЙ — в своей неповторимости и уникальности, его мир в единстве внешних проявлений и внутренних переживаний, его права и жизненные интересы, настоящее и будущее — иными словами, его Судьба.
Ø ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО как нравственный критерий и регулятор жизненного и профессионального самоопределения личности, его деятельности и отношений всех субъектов образовательного процесса, как нравственная основа творческой самореализации детей и взрослых.
Ø Общественное и Личное благо как ключевая жизненная цель гражданина России, как гармоническое соединение в жизни Ребенка и Взрослого личностного и коллективистского начал.
Ø Созидание как основа достойной Человека жизни — созидание Мира: Природы, Культуры, Другого, Себя самого, базирующееся на освоении отечественной и мировой культуры, творчестве и сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса .
Ø Выбор, Право и ответственность как важнейшая предпосылка успешной созидательной деятельности.
Ø развитие как основной смысл профессиональной деятельности педагогического коллектива, способствующей развитию творческой индивидуальности Ребенка и Педагога, развитию каждого отдела Дворца, развитию образовательной системы ДДТ «У Вознесенского моста», районной и городской образовательной системы.
Ø профессиональная компетентность как главное условие решения профессиональных проблем (задач), стоящих перед педагогом дополнительного образования в условиях модернизации общества и системы образования в РФ – решения, принятого с учетом психофизиологической самобытности различных возрастных этапов, особенностей социального и культурного контекста жизни ребенка, сложности и неоднозначности его внутреннего мира.
4. Миссия ДДТ
Дворец детского творчества «У Вознесенского моста» – многопрофильное по направлениям деятельности и полифункциональное по своему предназначению учреждение дополнительного образования детей, реализующее широкий спектр объединенных общими гуманистическими социально-педагогическими ценностями и концептуальными идеями образовательных программ дополнительного образования детей.
Педагогический коллектив ДДТ реализует следующие функции:
Ø удовлетворения личностно-образовательных потребностей воспитанников, их родителей, педагогов;
Ø развития мотивационно-потребностной сферы личности и её творческих способностей;
Ø формирования и развития компетентности каждого школьника – готовности и способности решать личностно и общественно-значимые проблемы и жизненно важные задачи;
Ø создания условий для профессионального самоопределения школьников и базовых предпосылок для получения ими дальнейшего профессионального образования по соответствующему профилю деятельности;
Ø поиска новых форм сотрудничества взрослых и детей, развития у них опыта взаимодействия, основанного на взаимном уважении, соблюдении их прав и ответственности;
Ø создания условий для реализации принципа равных возможностей в образовании (реализация программ для разных групп детей: одаренных, детей с проблемами в развитии, групп риска и т.д.; содействие развитию дополнительного образования в школе; индивидуальное сопровождение ребенка в дополнительном образовании);
Ø организационно-координационного научно-методического центра развития дополнительного образования и воспитания в районе.
Стратегическая цель педагогического коллектива ДДТ в условиях модернизации образования в РФ – создание условий для обеспечения современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей. Это предполагает:
Ø Совершенствование законодательной базы, приведение нормативного правового обеспечения ДДТ в соответствие с российским законодательством;
Ø Содействие сохранению единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей;
Ø Совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий в ДДТ;
Ø Создание и развитие новых информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение в ДДТ;
Ø Содействие повышению уровня образованности школьников.
Ø Повышение доступности образования, создание условий для успешных занятий в ДДТ всех желающих детей.
Для реализации названной стратегической цели в ДДТ реализуются личностно-ориентированные, многовариантные, разноуровневые, дифференцированные и индивидуализированные программы дополнительного образования детей. Педагогический коллектив ДДТ ориентирован на организацию многоцелевого личностно-направленного образовательного процесса на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, социального заказа, достижений педагогической науки и практики.
5. Характеристика выпускника-воспитанника ДДТ
Выпускник-воспитанник ДДТ будет обладать следующими компетентностями:
— компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации);
— компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности (готовность к выполнению социальных ролей: гражданина, избирателя, потребителя и т.д.);
— компетентность в коммуникативной сфере (приобретение опыта позитивного взаимодействия, навыков конструктивного общения);
— компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность);
— компетентность в бытовой сфере (выбор здорового образа жизни, позитивного отношения к семье, домашнему быту).
Эти компетентности будут определять его способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
6. Сущность подхода к личности ребенка
Сущность подхода к личности ребенка в признании уникальности и неповторимости каждого, уважении его достоинства, доверии к нему, принятии его личностных ценностей, целей, запросов и интересов, создании условий для его максимального развития на основе всестороннего педагогического анализа успехов и достижений, проблем ребенка.
7. Сущность подхода к личности педагога
Сущность подхода к деятельности педагога заключается в том, что каждому педагогу предоставляется право на творчество /на собственный педагогический почерк, на свободу выбора педагогических технологий, учебных пособий, методов оценки учащихся и т.д./, на участие в управлении образовательным учреждением.
8. Содержание образования и особенности построения образовательного процесса
Содержание образования строится на основе компетентностного подхода в дополнительном образовании.
Право свободного выбора является главным условием определения содержания и организации всей педагогической деятельности во Дворце. Свобода выбора, автономность и ответственность участников образовательного процесса являются отправными точками его организации. Программы дополнительного образования во Дворце будут способствовать достижению школьником определенного вида ключевых компетентностей.
Процесс модернизация дополнительного образования связан с более пристальным вниманием к особенностям его организации на разных ступенях образования на основе возрастосообразности и выделением приоритетов на каждой ступени, следовательно, в ДДТ будет совершенствоваться построение образовательного процесса.
Для совершенствования образовательного процесса в ДДТ необходимо:
— модульная организация процесса обучения, которая позволяет осуществить проектирование учебного процесса как системы временных модулей, специфичных на разных ступенях обучения;
— организация проектной деятельности школьников
— проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, обеспечивающих возможность учитывать их познавательные запросы;
Изменение содержания образования предполагает изменение и в его организации.
Первое – изменение педагогических целей программ дополнительного образования. Цели программы дополнительного образования должны быть направлены на содействие подростку в освоении и построении им опыта созидательной жизни.
Второе – изменение содержания образования. Основой для отбора содержания программ дополнительного образования детей (и взрослых-педагогов) в ДДТ становятся значимые для школьников личные и социальные проблемы, решить которые можно средствами выбранного ребенком (педагогом) направления и вида деятельности.
Третье – изменение организации образовательного процесса. Изменение организации образовательного процесса связано с изменением используемых технологий. В данном случае нам необходима технология, позволяющая:
педагогу – содействовать подростку в решения личностно-значимых проблем и освоении опыта созидательной жизни;
подростку – быть способным созидать и приобрести опыт созидательной жизни.
Четвертое – изменение способов отслеживания результативности. Результатом освоения программы дополнительного образования на сегодняшний день должны выступать не набор знаний, умений и навыков, а способность (умение) решать различного рода проблемы.
Пятое – изменение позиции педагога. Педагог сегодня в большей степени должен стать «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации и содействовать образованию школьника.
Достижение поставленной цели будет возможно, если будет учитываться тот факт, что компетентности школьника формируются не только в школе. Абсолютно новый вектор развития школьника обеспечивает система дополнительного образования. Поэтому при проектировании образовательного процесса во Дворце необходимо учитывать особенности каждого возраста, специфику задач, стоящих перед школьным образованием.
На ступени начальной школы, где доминирующим должна стать радость ребенка от освоения позиции ученика, перед педагогами ДДТ стоит задача приобщения его к занятиям дополнительным образованием и развитие интереса к ним. Предпочтительны те виды деятельности, которые комфортны, эмоционально привлекательны: художественные направления, спортивные занятия, культурно-досуговые программы. На этой ступени важна возможность включения ребенка в разные сообщества по интересам.
Основная школа – это школа самоопределения, практической деятельности через проектную деятельность, педагогам ДДТ следует обеспечивать условия для самореализации подростков, поддержки их интереса к образовательной деятельности в дополнительном образовании, активизации социальной роли. Это может быть достигнуто за счет изменений в организации образовательного процесса:
· изменения продолжительности программ, характера их ориентации (сделать их более мобильными, динамичными);
· создание разновозрастных групп для возможности подростку проявить себя в позиции старшего;
· проектирование и осуществление социально-значимых проектов.
Эти изменения должны быть направлены на:
· расширение спектра проблем и освоение опыта их проектного решения;
· на практическую ориентацию, а, следовательно, связь с реальной жизнью.
На ступени старшая школа – профильная, профессионального самоопределения, допрофильной подготовки – педагоги ДДТ будут обеспечивать условия для решений значимых для старшеклассников проблем, ориентироваться на их жизненную перспективу.
Это может быть достигнуто за счет:
· усиления допрофессиональной подготовки;
· предоставление возможности заниматься старшеклассникам другими, непрофильными видами деятельности, откликнуться на другие их запросы;
Организация образовательного процесса, поиск такого режима, форм и технологий, которые будут привлекательны для старшеклассника, и вызовут потребность заниматься дополнительным образованием не только для достижения утилитарных целей образования. Существенное внимание будет уделено поиску форм освоения старшеклассниками профессиональной субкультуры (деятельность во временных профессиональных коллективах, участие в профессиональных конференциях, подготовка публикаций и др.).
Изменение содержания образования предполагает проектирование процесса образования как процесса решения задач. В общем, задача состоит из двух основных блоков: информационного и серии вопросов (практических заданий). Информационный блок может быть представлен в виде текста, системы знаков (условных обозначений), таблицы, диаграммы, графика, рисунка, схемы, звуковой (видео-) информации и их сочетания. Вопросы направлены на выявление и оценку: 1) конкретных знаний; 2) групп умений и навыков (в т.ч. умения соотносить рассматриваемую ситуацию с собственным жизненным (исследовательским) опытом; 3) отношение субъекта к самой задаче и способу её решения.
Изменения в построении образовательного процесса ДДТ будут связаны с необходимостью расширения спектра организационных форм проведения занятий с детьми, с изменением отношений между всеми субъектами образования на партнерские отношения, внедрением коллективно-индивидуальных форм взаимодействия, с изменением традиционного регламента проведения занятий, сменой видов деятельности. Все это позволит содействовать сохранению психофизиологического и духовного здоровья школьников.
В ДДТ используются новые педагогические технологии: критического мышления, проектные технологии, рефлексивные технологии, информационные технологии, социального группового взаимодействия, коллективной организаторской деятельности и др.
В контексте модернизации аттестации выпускников, оценки достижений учащихся в образовании в ДДТ возможно:
· создание системы мониторинга продвижения ребенка в образовательном процессе, который направлен на стимулирование самостоятельной активности школьника в дополнительном образовании; эта система должна быть связана с личностно значимыми достижениями и фиксированием продвижения ребенка в освоении ключевых компентентностей, освоении опыта созидательной жизни.
· создание условий (системы) для общественной оценки (в том числе родительской) результатов освоения ребенком программы дополнительного образования на основе компетентностного подхода.
10. Подходы к созданию образовательной среды
Образовательная среда рассматривается как часть социокультурной среды, как совокупность образовательных институтов и соответствующих им органов управления в коооперации с досуговыми, культурными, клубными, научно-производственными и другими объединениями, ориентированными в одном из направлений своей деятельности на цели образования.
Одной из ведущих задач педагогов ДДТ является создание открытой образовательной среды, которая способствует становлению и проявлению компетентностей школьников, когда предметные знания становятся основой для решения реальных жизненных проблем.
Образовательная среда человека — это не просто его окружение, а то окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует. Поэтому особое значение в ДДТ уделяется созданию микросреды, таких ее составляющих, как интеллектуальная, эмоциональная, коммуникативная, предметно-эстетическая, звуко-музыкальная, речевая. природная, игровая, артистическая и др. Возможности среды зависят от ее качества. Качество среды зависит от доминирующих в ней форм событий. В ДДТ создается гуманистическая образовательная среда, способствующая развитию компетентности педагогов и воспитанников.
В условиях модернизации образования особое внимание будет уделено созданию специфического уклада жизни в ДДТ. Средством создания такого уклада может стать развитие спектра сообществ детей и взрослых разных видов (сообществ, связанных с интересом детей в участии в тех или иных видах деятельности в рамках ДО), организация и взаимодействие по определенным правилам. Принятие самими детьми и взрослыми норм и правил их собственной жизни, которые они вырабатывают сами, будет происходить в более широких сферах. Появится опыт совместного управления собственной жизнью – это опыт жизни по законам гражданского общества.
При определении стратегии использования образовательной среды коллектив Дворца выбирает путь связанный с изменением, преобразованием, трансформацией ее качеств.
Возможное развитие образовательной среды ДДТ в условиях модернизации образования
Основные характеристики образовательной среды
|
Возможные направления совершенствования образовательной среды
|
Правовая
|
Создание демократического уклада жизни в ДДТ
|
Информационно-насыщенная
|
Оборудование медиатеки, полиграфической базы, обогащение библиотечных фондов, доступ в Интернет, проведение научно-практических конференций в ДДТ и др.
|
Развитой языковой (коммуникативной) культуры
|
Создание «зон» свободного общения, работа детских и педагогических клубов, встречи с учеными, с носителями иностранного языка, открытие лингафонных кабинетов и др. в УДО
|
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ
|
Оптимизация режима организации образовательного процесса и учебной нагрузки, обновление педагогических технологий, оборудование аудиторных и внеаудиторных помещений. в ДДТ и т.д
|
СО-БЫТИЙНАЯ
|
Включение специалистов в проекты, конкурсы пед. достижений, создание традиций в УДО
|
ОТКРЫТАЯ
|
Использование возможностей социо-культурной и научной среды города, СМИ, партнерское сотрудничество с НИИ, научными центрами, другими ОУ, организация обр. туризма и т.д.
|
11. Взаимодействие основного и дополнительного образования
Взаимодействие основного и дополнительного образования имеет несколько линий.
1) Научно-методическое сопровождение деятельности отделений дополнительного образования в образовательных учреждениях района. Создание отделений дополнительного образования в образовательных учреждениях вызывает необходимость научно-методического сопровождения их деятельности для обеспечения качественного уровня дополнительного образования.
2) Программы повышения квалификации педагогов школ. Участие педагогов в работе мастерских, лабораторий, посещение медиатеки методического центра развития дополнительного образования и воспитания позволяют им улучшать качество не только дополнительного образования, но и качество реализации основных образовательных программ в школе.
3) Программы включения школьников в социальное творчество. Проводимые во Дворце конкурсы, игры, праздники обогащают основные школьные образовательные программы.
12. Ресурсная политика ДДТ
Совокупность ресурсов определяют масштабы образования, условия и возможность выбора образовательных программ, технологий, а, в конечном счете — возможность достижения высокого качества образования. Поэтому в ДДТ уделяется особое внимание обеспечению разными видами ресурсов. Это ресурсы:
— научные (исследования, число и квалификация научных работников, готовых к научно-практической деятельности)
— методические (совокупность образовательных программ, технологий, диагностик освоения программ и развития личности)
— информационные (банк данных: о развитии системы дополнительного образования, составе учащихся, учебных пособиях, запросах родителей, правах и т.д., а также каналы распространения информации: устно, средства массовой информации, компьютерная сеть)
— кадровые (численность и квалификация)
— материальные (здания, оборудование, средства обучения, библиотечный фонд и др.
— финансовые (бюджетные и внебюджетные средства)
В условиях дефицита финансовых и материально-технических ресурсов внимание руководителей будет сосредоточено, прежде всего, на решении проблемы определения приоритетов в их расходовании, поиска и перераспределения ресурсов, рационального использования имеющихся средств
13. Внешняя политика ДДТ
Внешняя политика ДДТ заключается в расширении круга субъектов образовательной системы как на уровне физических, так и юридических лиц. Одна из задач — выявление и согласование целей всех заинтересованных сторон, определение “вкладов” сторон в реализацию принятых целей. Необходим поиск новых форм социального сотрудничества. При этом сфера образования должна выступать не просителем по отношению к другим социальным системам, а равноправным партнером по решению проблем детства, семьи, образования.
ДДТ взаимодействует с образовательными учреждениями на основе ежегодно заключаемых договоров. Содержание возможной совместной деятельности представляется в развернутой программе-рекламе.
ДДТ сотрудничает с городским Центром развития дополнительного образования, другими учреждениями дополнительного образования района и города в решении проблем развития системы.
ДДТ проявляет готовность к передаче накопленного опыта развития УДО других регионов России.
14. Управление ДДТ
ДДТ имеет демократическую систему управления, адекватную его целевому назначению и способную обеспечить его стабильное функционирование и развитие.
Главные принципы управления:
Ø научность и целесообразность
Ø демократизм (сочетание коллегиальности и единоначалия);
Ø единство централизации и децентрализации;
Ø опора на достижения педагогов и ДДТ;
Ø управленческий оптимизм;
Ø развитие инновационного начала и сохранение лучшего традиционного.
Основные задачи управления:
Ø диагностика-осмысление и прогнозирование процесса функционирования и развития ДДТ и каждого его образовательного комплекса;
Ø целеполагание-планирование развития ДДТ;
Ø обеспечение деятельности по реализации принятых к выполнению проектов программы развития ДДТ;
Ø анализ-оценка результативности работы ДДТ, его педагогов, внесение корректив в деятельность педагогического коллектива.
Организационная структура управления ДДТ
Основные функции администрации
— анализ состояния выполнения программы функционирования и развития ДДТ (выделение достижений, возможностей и проблем развития ДДТ);
— целеполагание-планирование (определение путей решения выявленных проблем и роли в этом каждом отделе, других социальных институтов)
— действия по обеспечению реализации запланированного (управленческое сопровождение деятельности отделов, координация деятельности разных субъектов системы, содействие в ресурсном обеспечении, привлечение к решению проблем руководителей отделов);
— анализ-оценка выполнения запланированного (контроль и анализ эффективности реализуемых планов, внесение корректив в деятельность отделов).
— создание (ведение) информационного банка о состоянии развития (по отделам).
Основные функции руководителя отдела
Ведущая задача руководителя — обеспечение реализации основных задач отдела в соответствии с концепцией ДДТ и самого отдела.
Деятельность руководителя предполагает:
Ø анализ состояния функционирования и развития образовательного комплекса (выделение достижений, возможностей и проблем в комплексе);
Ø целеполагание-планирование (определение путей решения выявленных проблем и роли в этом каждого педагога, других социальных институтов.);
Ø действия по обеспечению реализации запланированного (методическое сопровождение деятельности педагогов, координация деятельности разных субъектов системы, содействие в ресурсном обеспечении, привлечение к решению проблем специалистов);
Ø анализ-оценку выполнения запланированного (контроль и анализ эффективности реализуемых планов, внесение корректив в деятельность педагогов).
Ø создание (ведение) информационного банка состояния функционирования и развития образовательного комплекса.
Основная задача Совета Дворца: обеспечение функционирования и развития образовательного процесса Дворца.
Основная задача Редакционно-издательского совета: обеспечение выпусков качественной издательской продукции Дворца.
Основная задача Совета методистов: обеспечение деятельности методической службы Дворца.
Основная задача Художественного совета: экспертиза качества художественных постановок Дворца.
Основная задача Аттестационной комиссии: аттестация сотрудников Дворца.
Основная задача Экспертно-методического совета:
Основная задача Попечительского Совета: лоббирование интересов Дворца в районе.
Советы – это общественные органы, поддерживающие функционирование и развитие Дворца.
Состав и председатели Советов выбираются и утверждаются на педагогическом совете ежегодно (кроме Совета методистов).
Способы управления образовательным учреждением
Способы
|
Средства
|
1. Нормативное регулирование деятельности ДДТ
|
— регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация ДДТ,
— определение правил деятельности ДДТ,
— создание концепций и программ ДДТ, образовательных комплексов
|
2. Стимулирование педагогических достижений.
|
— инициирование, научно-педагогическая и финансовая поддержка педагогических инноваций,
— конкурсы достижений,
— развитие профессиональных контактов,
— аттестация и поощрение кадров
|
3. Научно-педагогическая экспертиза образовательных программ, состояния образовательного процесса, его результатов.
|
— создание постоянно действующих органов экспертизы и условий для проведения независимой экспертизы
|
4. Ресурсное обеспечение деятельности образовательных учреждений.
|
— опережающая подготовка кадров,
— проведение перспективных научных исследований,
— создание информационной системы,
— разработка программного обеспечения образовательного процесса
|
5. Координация деятельности ДДТ, семьи, высших учебных заведений, научных центров, учреждений культуры, других государственных и общественных институтов в интересах развития образования.
|
— договоры о сотрудничестве,
— совместные структуры,
— общественные обсуждения
|
6. Прогнозирование развития ДДТ
|
— организация педагогического мониторинга,
— формирование перспективных программ, развития образовательной системы.
|